Скрипка

 

КОЕ ЧТО О СКРИПКЕ


Скрипка, практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, грудь, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса. До сих пор, даже на самой современной технике, не удалось синтезировать тембр человеческого голоса и скрипки. Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись. Скрипка стала одним из наиболее классических инструментов.

Устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов. По сути - это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.

Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.

Рассмотрим инструменты Итальянской школы, как наиболее сложной и результативной. Для изготовления скрипки используется три вида дерева: клён, ель и эбеновое (чёрное) дерево. В зависимости от свойств дерева, из него изготавливаются различные детали инструмента. Так как верхняя дека почти полностью отвечает за звучание басовых струн, то для неё идеально подходит сочетание мягкости и упругости ели. Из клёна изготавливаются нижняя дека, голова и обечайки. Нижняя дека в основном «работает» на верхний регистр, и плотность клёна соответствует этим частотам. Гриф изготовлен из чёрного дерева. Чёрное дерево, благодаря своей высокой жёсткости и прочности (кстати, оно тонет в воде) имеет максимальную устойчивость к износу от струн. Соперничать с ним может только железное дерево, но оно очень тяжёлое и имеет зелёный цвет.

Сочетание клёна, ели и чёрного дерева используется практически во всех струнно-деревянных инструментах: смычковые, гитара, балалайка, домра, лира, цитра, арфа и другие.

Многие поколения мастеров экспериментировали с различными материалами для изготовления скрипки (тополь, груша, вишня, акация, кипарис, орех), но лучше всего отвечают требованиям акустики клён и ель. Это подтверждается и всеми современными исследованиями.

Лучшим деревом для изготовления скрипки считается дерево, выросшее в горах. Здесь дело в климате. В горах дерево подвергается резким перепадам температур и не перенасыщено влагой. Таким образом, летние слои становятся меньше, чем на равнине и в целом повышается относительная упругость, т.е. звукопроводимость. По сложившейся традиции, для изготовления нижней деки мастера используют волнистый клён, отличающийся красивым волнистым рисунком. Известен исторический факт попадания к итальянским мастерам волнистого клёна. В 18 веке Турция поставляла Италии клён для вёсел на галеры. На вёсла шёл прямослойный клён. Но так как, не распилив бревно понять его строение трудно, часто приходили партии волнистого клёна, на радость скрипичным мастерам. Кстати сказать, работать с волнистым клёном намного сложнее, чем с обычным.

Особый интерес, споры и легенды вызывает способ «настройки» дек инструмента. Наиболее сложный и эффективный способ использовали итальянцы. Полностью «отточил» этот способ А.Страдивари в последние 10 лет своей жизни. Из физики известно, что чем тоньше и мягче материал, тем более низкий тон он издаёт, то есть достигает максимального резонанса на низких частотах. И наоборот, чем плотнее (жёстче) и толще материал, тем выше его резонансная частота. Таким образом, меняя плотность и толщину материала можно добиваться максимального резонанса на нужный звук. Суть настройки дек инструмента довольно проста. На каждый «взятый» на струне звук, на деке должен быть участок, максимально на него резонирующий и гармонично сочетающийся с остальными. Проблема в том, что все звуки имеют несколько обертонов, которые тоже должны иметь «своё место» и также гармонично сочетаться с остальными. Помимо всего, деки скрипки находятся в постоянном напряжении под давлением струн (к примеру, подставка "давит" на верхнюю деку с силой 30 кг.). Настройка дек является одной из самых сложных и важных операций при изготовлении скрипки. Гениальность итальянской настройки состоит в том, что она, являясь самой сложной (тотальной) учитывает любые свойства материала. Именно поэтому прямое копирование толщин уникальных инструментов не даёт желаемых результатов, так как не бывает абсолютно одинаковых кусков дерева. Часто публикуемые карты толщин уникальных инструментов (Витачек) не несут в себе никакой информации, если в руках нет деки, с которой эта карта сделана.

Огромное значение имеет пластичность сводов, а не их высота. Все остальные части скрипки (голова, шейка, обечайки) тоже резонируют, а стало быть, участвуют в формировании звука. Дерево, являясь органическим, дисперсным материалом, может вбирать в себя и отдавать влагу, таким образом, меняя свою массу, а стало быть, и резонансную частоту. Это свойство хорошо знакомо скрипачам, когда в дождливую погоду инструменты меняют своё звучание. Поэтому так важен грунт, о котором ходит много легенд. Грунтование дек очень похоже на бальзамирование египетских мумий. Очень похожи материалы и абсолютно те же цели – сохранить материал в первозданном виде, не допустить попадания влаги и гниения. В скрипке этот процесс более сложный, так как, внедряя в дерево грунт, мы меняем его массу, а значит и качество звучания. К тому же, меняя что-то на одном участке деки, автоматически нарушается его соотношение с другими.

Существует много легенд о секрете звучания старинных инструментов. Есть утверждение, что секрет заложен в лаке. Это не верно. Назначение лака – защитить инструмент от внешнего воздействия, подчеркнуть красоту дерева и не сковывать звучания. Когда с одного из инструментов Страдивари смыли лак, он стал звучать хуже. Дело в том, что лак смыли, а не счистили механически. То есть воздействовали жидким растворителем, который, конечно же, впитался в дерево и изменил его массу и плотность.

Но и это ещё не всё. В те времена, когда были созданы скрипки, восхищающие весь мир, были другие требования к звуку, другие струны (жильные), шейка была короче, шире и под другим углом к корпусу, другая подставка и эталон камертона «ля» был на полтона ниже. То есть сейчас мы слышим совершенно не тот звук, который был заложен в них при изготовлении. С точки зрения акустики форма скрипки не идеальна. Уже в наше время проводились исследования в этой области, и выяснилось, что идеальная форма для звучания – трапециевидная (в форме маленького гробика). Но играть на подобных скрипках желающих не нашлось. Больше всего на скрипке «страдает» третья струна. Даже на самых лучших итальянских инструментах она немного слабее остальных. Современные фирмы – изготовители струн, это учитывают. Сейчас возрождается аутентичная манера игры и строение скрипки. И это гораздо ближе к тому, зачем создавался этот инструмент. По сути, все дошедшие до наших дней старинные инструменты работают на пределе своих возможностей и поэтому требуют особого внимания.

У музыкантов и мастеров есть понятие «разыграть инструмент». Это относится к новым, давно не звучавшим и отреставрированным инструментам. Даже простое отпускание всех струн с последующим натяжением меняет звуковую картину и требует разыгрывания. В инструменте взаимосвязано огромное количество напряжений. Дерево – органический материал, который может менять свои свойства в зависимости от внешнего воздействия: это и погода, и способ звукоизвлечения музыканта, и даже вес подбородника. При разыгрывании, инструмент как бы привыкает к манере исполнителя. Хороший музыкант может извлечь весьма неплохой звук из посредственного инструмента. Но вот на хорошем, дорогом инструменте не каждому удаётся добиться всего спектра звучания. Для этого требуется высокий исполнительский уровень, иначе инструмент привыкнет к тому, что вы умеете.

 



Строение скрипки

Скрипка - струнно-смычковый музыкальный инструмент. Имеет 4 струны. Строй квинтовый (g,d,a,e). Появился около середины XVI века, прообразом послужила виола.


Корпус скрипки имеет овальную форму с округлыми выемками по бокам, образующими "талию". Округлость внешних контуров и линий "талии" обеспечивает удобство игры, в частности в высоких регистрах.

Верхняя и нижняя плоскости корпуса (деки) соединены друг с другом обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя "своды". Геометрия сводов определяет силу и тембр звука.

Другой важный фактор, влияющий на тембр скрипки - высота обечаек.

Корпус покрывают лаком разных оттенков. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия - эфы (по форме они напоминают латинскую букву f).

Кроме формы, на силу и тембр звука смычковых инструментов оказывает большое влияние материал, из которого они изготовлены, и состав лака. В середине верхней деки расположена подставка, через которую проходят струны, закреплённые на струнодержателе (подгрифок). Струнодержатель представляет собой полоску чёрного дерева, расширяющуюся в сторону крепления струн. Противоположный конец его узкий, толстой струной в виде петли он соединён с пуговкой, расположенной на обечайке.

Внутри корпуса скрипки между верхней и нижней деками вставлен круглый деревянный штифт - дужка. Эта деталь передаёт колебания от верхней деки к нижней, обеспечивая резонанс.

Гриф скрипки - длинная пластинка из чёрного дерева или из пластмассы. Нижняя часть грифа прикреплена к закруглённой и отшлифованной планке, так называемой шейке.



Приёмы игры на скрипке
Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки на грифе (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем струна укорачивается и получает более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются пустыми и обозначаются нулём.

Диапазон скрипки - от g в малой октаве до с в четвёртой октаве. Более высокие звуки трудны. От полуприжима струны получаются флажелеты. Некоторые флажелетные звуки по своей высоте идут дальше обозначенного выше диапазона скрипки.

Прикладывание пальцев левой руки называется аппликатурой. Указательный палец руки называется первым, средний - вторым, четвёртый - третьим, мизинец - четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем она труднее. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями - от шестой до двенадцатой.

Способы ведения смычка имеют большое влияние на характер и силу звука и вообще на фразировку. На скрипке можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные струны), а не одновременно, но очень быстро - три (тройные струны) и четыре. Такое сочетание, преимущественно гармоническое, легче при пустых струнах и труднее без них.

Кроме игры смычком, пользуются задеванием струн одним из пальцев правой руки (pizzicato). Для ослабления звука пользуются сурдиной - металлической, костяной или деревянной пластинкой с выемками в нижней части для струн, которая приставляется к верхней части подставки или кобылки. На скрипке легче играть в тех тональностях, которые допускают наибольшее применение пустых струн. Самые удобные пассажи - те, которые составлены из гамм или их частей.

Происхождение и история
Прототипами скрипки были арабский ребаб и германская рота, слияние которых и образовало виолу. Формы скрипки установились к XVI веку; к этому веку и началу XVII относятся известные изготовители скрипок - семейство Амати. Их инструменты отличаются прекрасной формой и превосходным материалом. Вообще Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.

Скрипка является сольным инструментом в XVII в. Первыми произведениями для скрипки считаются: "Romanesca per violino solo е basso" Марини из Брешии (1620) и "Capriccio stravagante" его современника Фарина. Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693-1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Знаменитые скрипачи :

Никколо Паганини
Генрик Венявский
Фриц Крейслер
Пабло Сарасате
Иегуди Менухин
Леопольд Ауэр
Леонид Коган
Давид Ойстрах
Жак Тибо
Гидон Кремер
Яша Хейфец
 

Hosted by uCoz